«Если мы хотим, чтобы у ребенка было больше шансов сохранить свой потенциал, нужно, чтобы воспитание было как можно меньше проникнуто авторитарностью. Не будем стремиться все понять — вместо этого будем уважать все реакции ребенка, в том числе и те, которые нам не понятны. Родители приходят на консультацию, когда у ребенка проявляются синдромы, которые им мешают. Сколько раз мне говорили: «Мне хотелось бы понять, почему он так поступает». — «Но это вас не касается. Он поступает так; это или мешает вам, или не мешает… Если мешает, скажите ему: «Это мне мешает», но не пытайтесь это понять. Если имеет место серьезное расстройство, от которого ребенок страдает, вы можете повести его к специалисту, чья профессия состоит в том, чтобы помочь ему понять себя и справиться с тем, от чего он страдает. Если то, что он делает, мешает вам, а не ему, я это объяснять не берусь, потому что вас это не должно касаться, а меня — не интересует».
Не смогла удержаться, чтобы снова не процитировать слова Дольто. Действительно часто приходится слышать на первой консультации слова родителей: «Вы мне потом расскажете, что с ним было?». И каждый раз хочется спросить: «А смысл?». Родительскую тревогу можно понять, но вместе с тем у ребенка есть право на свой секрет, на своё собственное мнение, которое он выражает, таким способом, каким он сам для себя выбрал. И если это причиняет ему неудобство или страдание, то важно помочь ему самому с этим разобраться!