И смешно и грустно местами. Ценный текст в эпоху повсеместной распродажи счастья и тренингов «полюби и познай себя, да еще и находясь в настоящем моменте». О ЦЕННОСТИ МОЛЧАНИЯ ПСИХОАНАЛИТИКА. ГРУБО, НО ПО СУЩЕСТВУ пишет в Facebook психоаналитик Сергей Павлов:
Сейчас на пальцах объясню, в чем ценность молчания психоаналитика, и почему его молчаливая работа гораздо ценнее работы болтливых психологов.
Большинство пациентов, приходя к специалисту, ждут, когда же он начнет говорить: давать советы, рассказывать им, что они делают не так, учить, что нужно делать и как, утешать, ругать, хвалить, мотивировать, поощрять и проч. Щедрый на слова и прочие вышеупомянутые «дары» психолог воспринимается, как хороший, добрый, знающий, ну и т.д.
Приходя же к психоаналитику, который в течение большей части сеанса молчит, некоторые пациенты негодуют: я столько говорю, а он/она мне в ответ пару вопросов за весь сеанс, 2-3 уточнения, пару десятков «угу» и несколько скупых фраз выдает… А иногда вообще может промолчать весь сеанс и лишь попрощаться в конце. В общем, плохой специалист, недобрый, неприятный, сухой, холодный и т.д.! И, кстати, за что такому платить деньги?!
Возникает вопрос: зачем ходить к холодному и сухому психоаналитику, если можно к теплому и мокрому… пардон, общительному психологу, или вообще совершенно забезвозмездно к близкому другу?!
Объясняю так кратко и упрощенно, как только могу: знающий свое дело специалист получает свои деньги не за приятное общение. Его задача состоит в другом, и не просто в другом, а иногда даже в чем-то противоположном приятному общению. С приятным во всех отношениях специалистом причины страдания как раз на свет Божий не вытащишь.
Болтливый психолог подобен массажисту, который вместо того, чтобы глубоко промять, растянуть мышцы и поставить на место позвонки, лишь легко поглаживает по спине. Оно, конечно, приятно, когда гладят, но проку мало. Кстати, от тех, которые, не разобравшись, лупят по спине, то есть от хамов в профессии пользы тоже не дождешься. Но с этими и так все понятно… правда, кто-то сам прямо требует, чтобы его «отшлепали». Но сейчас не об этом.
Итак, в первые минуты, да и вообще большую часть времени пациент говорит о том, что ему и самому известно. Тот психолог, который вступает в диалог на первую-вторую появившуюся тему, может быть, и говорит что-то умное и правильное, но ничего по-настоящему ценного и нового для пациента не открывает. Хочет или нет, он работает на поверхности.
Более того, своим нетерпением и словоохотливостью он избегает по-настоящему важных тем. Он подобен щенку, который гоняется по лугу за бабочками: за одной побежит, потом на другую переключится… Зрелище приятное, но пациент, вообще-то, не умиляться пришел. У него, может, жизнь проходит впустую! Специалист нужен ему НЕ для того, чтобы услышать то, что он и сам в книжках прочитать может, а то, что спрятано глубоко внутри, причём именно у него.
То, что так хорошо спрятано, по определению, не может появиться в первые минуты сессии, да и не может появляться часто. Оно глубоко, мастерски и надежно скрывается пациентом. Он может проговорить не один сеанс обо всем на свете, прежде чем искомое едва заметно блеснет в глубине. Этот отблеск можно заметить только если специалист в процессе собственной терапии научился слушать, молчать и думать, а не трещать при каждом удобном случае на психологические темы.
Итак, скрытые внутрипсихические конфликты и травмы можно обнаружить, лишь отойдя на почтительное расстояние и каждый раз подыскивая нужный угол обзора. Более того, иногда нужно вообще закрыть глаза и не смотреть, а слушать и думать. При этом нужно постоянно переключаться с пациента на свой внутренний мир, который, как зеркало, в какие-то моменты отражает то, что туда помещает пациент.
Ага! Мало того, что в вас помещают что-то, так иногда этому чему-то нужно ещё созреть внутри вас, прежде чем вы сможете понять, что именно в вас поместили. То есть существует масса вещей, которые, прежде чем быть названными, должны внутри вас сформироваться, вырасти, проявиться. Только потом станет понятно, что это. И уж только потом это получится озвучить.
И да, опять нужны время, терпение и молчание!
Поэтому не реагируйте на болтунов, которые рассказывают о том, что решают проблемы за пару-тройку сеансов. Не просто не решают. Они их по существу даже не видят.
Вы не можете разглядеть и оценить мозаику или творение архитектора, упершись лбом в стену. Нужно отойти в сторону, нужно время, чтобы услышать за речью не то, о чем говорят, а то, что тщательно скрывают!
Не важно, скольким пациентам уже помог специалист и сколько десятков лет он практикует, сколько книг прочел или написал. Под каждого пациента приходится заново изобретать метод именно под его потребности.
Кстати, иногда мы долго слушаем, чтобы потом понять, что на данный момент важнее не то, о чем говорит пациент, а то, о чем он НЕ говорит! НО(!!!) если специалист не молчит, а находится в постоянном диалоге, то как он сможет понять, о чем умалчивается? — Правильно, никак!
Далее. Мало того, что нужно молчать для того, чтобы что-то расслышать. Нужно молчать и для того, чтобы понять, что именно спрятанное означает для пациента, и, что еще важнее, понять, ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЭТО ОТ СЕБЯ ТАК ТЩАТЕЛЬНО ПРЯЧЕТ? Выдайте в спешке даже с большим трудом найденное сокровище, и его в ужасе отбросят в сторону. Думаете, зря его так долго скрывали??
Настоящая правда может обжигать. Прежде, чем пихать ее страдающему человеку, нужно понять, почему он ее избегал так долго, а потом постепенно и тактично, выбрав подходящий момент, иногда по частям, иногда намеками, возвращать. Только тогда тот, кто пришел к вам, как к специалисту, за недостающими частями своей жизни и своей души, сможет постепенно вернуть их себе. Будете спешить, и даже самые глубокие и настоящие находки будут безвозвратно утеряны.
Дорогие специалисты, говорите с пациентами с первых минут, давайте хорошие советы, блещите образованием, и вы никогда не столкнетесь с тем, что эти люди глубоко внутри себя потеряли. Вас будут хвалить и любить, но ваша работа не будет иметь никакого отношения к тому, ради чего вы пришли в профессию. И ещё меньше она будет соответствовать тому, в чем нуждаются пациенты. Больше всего это будет похоже на флирт с пациентами, а то и просто на самоудовлетворение.